В Раде подготовили важный закон для водителей
Законопроект №10236 от 17.04.2019 «О внесении дополнения в статью 286 Уголовного кодекса Украины относительно ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения, который призван реформировать уголовную ответственность за совершение ДТП, пишет autonews.ua.
Предлагается установить, что, если водитель попал в ДТП по причине создания ему аварийной ситуации другим участником движения, или несоответствия нормам дорог, то он освобождается от ответственности. Сам законопроект здесь.
О чём, собственно, речь? Есть очень старая, знакомая всем практикам, проблема: водитель может двигаться без каких-либо нарушений ПДД, но это не страхует его от того, чтобы в ДТП именно его признали виновным.
Попал в яму? Сам виноват. Не придерживался безопасной скорости, не объехал и т.п. Но из-за ям редко бывают последствия серьёзнее сломанной подвески. Куда более распространена другая ситуация. Водитель едет, ничего не нарушает. И вдруг ему кто-то создаёт аварийную обстановку. Это может быть и пешеход в неположенном месте, и другой водитель, который выехал со второстепенной дороги, или на красный свет светофора, или ещё что-нибудь нарушил. И что же? Если происходит ДТП, начинают выяснять: а первый, ехавший без нарушений, находившийся в своём праве, имел ли возможность избежать ДТП? Определяется это автотехнической экспертизой. Для которой часто берутся исходные данные, мягко говоря, не отвечающие тому, что было в реальности. И это приводит к необоснованным обвинениям. Но дело даже не в этом. Дело в принципе: если окажется, что «мог избежать», то на водителя, который ехал без нарушений, который был в своём праве, перекладывается часть вины. А если аварийную ситуацию создал пешеход (к ним у нас почему-то удивительно снисходительны) — то нередко и вся вина.
Такая ситуация создаёт многократное зло.
Во-первых, это — глобальная несправедливость и конкретные сломанные судьбы. Об этом я пишу уже много лет.
Во-вторых, что не менее важно, это крайне отрицательно влияет на безопасность движения в целом. Потому что появилась целая категория водителей, которые считают, что они могут творить на дороге всё, что угодно, создавать помехи другим водителям: ведь те будут вынуждены «избегать ДТП» всеми средствами. А если не смогут избежать — ещё и виновными окажутся… О пешеходах и говорить нечего: одна из основных причин их систематического нарушения ПДД как раз в том, что они знают: почти в любом ДТП виновным сделают водителя. Даже если пешеход перебегал в неположенном месте многополосный проспект.
У каждого есть знакомый, который сам или его родственник был участником такого ДТП с той или другой стороны… Если такой практики не станет — пешеходы быстро перестанут бегать в неположенных местах.
Наконец, существующая практика, которая грубейшим образом нарушает принцип правовой определённости в отношении водителей.
Законопроект, о котором речь, решает эту проблему. Помимо всего прочего, в случае его принятия, расследование дел о ДТП существенно упростится, станет дешевле и быстрее. А главное — проект, став законом, восстановит справедливость и решит много проблем в области безопасности движения. И никто, кроме нарушителей ПДД, а также тех, кто это самое перекладывание вины сделал источником коррупционных доходов, не должен быть против.
Идеален ли он? Нет.
Во-первых, в данном случае правильнее было бы говорить не об освобождении от ответственности, а о невозможности привлечения к ответственности. Разница принципиальная: освобождение от ответственности предполагает, что человек виновен. На мой взгляд, о виновности в этом случае говорить нельзя. А вопрос для данной ситуации принципиален, потому что от виновности зависит возмещение ущерба…
Во-вторых, аналогичную норму нужно было бы внести и в ст.124 КоАП, и тогда проблема была бы решена не только для ДТП с тяжкими последствиями, влекущих уголовную ответственность, но и для тех, где обошлось без пострадавших, и где ответственность административная, но вопрос возмещения ущерба тоже часто стоит остро.
Основная беда, впрочем, в другом. По очевидным причинам, депутатам в ближайшее время вряд ли будет до такого специфического вопроса.
Автор законопроекта, народный депутат Игорь Лапин, сам в прошлом адвокат. Думаю, что это предложение — плод осознания существующей несправедливости на основе собственной практики. Жаль только, что законопроект не появился года четыре назад, когда только начиналась деятельность нынешнего созыва Верховной Рады. Шансы на принятие были бы выше. И, возможно, многие водительские судьбы за это время не были бы искалечены…
Но хорошо уже то, что хотя бы кем-то из законодателей осознана проблема.
Лучше поздно, чем никогда.