Техосмотр в Украине: для кого станет обязательным, штрафы и другие «сюрпризы»
В Украине хотят восстановить техосмотр для легковых автомобилей. Как часто нужно будет его проходить, какие штрафы платить и каковы будут механизмы контроля? Подробности сообщают в программе «Факты ICTV».
Аварии на дорогах
23 октября 2018 в центре Киева автокран без тормозов протаранил 20 легковых автомобилей и грузовик. Обошлось без жертв, но машины разбросало, словно спички. Этот «Винегрет» из 20 машин был произведен возле метро Печерская.
За день до этого в Дарницком районе Киева произошла похожая ситуация. Из-за неисправности системы торможения военный грузовик попал в ДТП и перевернулся. И таких ситуаций встречается множество.
Почему это происходит
В 2012 году закон об обязательном техосмотре частных машин был нивелирован. С тех пор никто не следил за исправностью автомобилей, а тем более ее игнорировали сами водители и владельцы автопарков. Но отменили техосмотр не без причин.
Процедура прохождения ТО была коррумпированной, а это исключало ее практическую пользу. Однако лучше после отмены не стало, и с 1 июля 2018 года законопроект частично восстановили. Теперь техосмотр касается всех автопарков, которые осуществляют пассажирские перевозки.
В 2022 году в Украине собираются полностью восстановить процедуру техосмотра всех транспортных средств, включая легковой частный транспорт. Подобное внедрение государству просто необходимо, поскольку является одним из требований Соглашения о ассоциации с Европейским союзом, принятых Украиной после подписания в 2014 году договора. То есть в нашей стране в течение 5 лет должны снова ввести обязательный техосмотр легковых и грузовых автомобилей. Уже с 1 января 2020 года обязательной проверке подлежат ТС категорий L3, L4, L5 и L7 и L3e, L4e, L5e и L7e.
Это требование регламентировано законом «О приведении законодательства Украины в сфере автомобильного транспорта в соответствии с актами Европейского Союза».
Что предлагается
Главное новшество, конечно — восстановление обязательного техосмотра для легковых автомобилей. Также в Законе предлагается ввести ответственность в отношении тех, кто выдает документы технического осмотра.
Так, за нарушение порядка проведения ТО придется заплатить 1700 гривен. За выдачу свидетельства о пригодности транспортного средства без проведения такой проверки — штраф 4250 гривен.
Документы
Кроме водительского удостоверения и техпаспорта нужно будет иметь при себе:
- свидетельство о пригодности транспортного средства к эксплуатации;
- страховой полис.
В статье 17 закона «Об автомобильном транспорте» (Требования к персоналу автомобильного транспорта) вводят требование о наличии еще одного документа — свидетельства о профессиональной компетентности водителя.
Пункт звучит так: Водитель, осуществляющий перевозку пассажиров транспортным средством, обязан пройти начальное и / или периодическую подготовку, по результатам которой получает свидетельство о профессиональной компетентности водителя, удостоверяющий его компетентность.
Устройства
Транспорт с количеством мест для сидения более 9 (включая место водителя) и грузовые автомобили массой более 3,5 тонн предлагают оборудовать тахографами.
Тахограф — контрольное устройство, устанавливаемое в автомобилях. Предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа.
Штрафы
Для водителей, которые вовремя не пригнали авто на техосмотр, увеличат штраф с 340 до 1700 гривен. Такое предложение будет вынесено, как часть нового законопроекта. Также водителя могут лишить прав на срок от 3 до 6 месяцев или прибегнуть к административному наказанию — аресту на 5-10 суток.
Без техосмотра
В законе кардинально меняют пункт категории транспорта, которые не подлежат техосмотра. Оттуда вычеркнули легковые автомобили и добавили следующие виды транспорта:
- со скоростью не более 25 км/ч;
- авто, имеющих историческую ценность и которые не используются на проезжей части;
- автомобили, которые используются на спортивных соревнованиях и не ездят по автодорогам;
- на которые распространяется дипломатическая неприкосновенность;
- те, которые перевозят оборудования цирков и аттракционов с максимальной скоростью не более 40 км / ч;
- с объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см;
- колесные тракторы, использование которых осуществляется на дорогах общего пользования, с максимальной скоростью 40 км / ч.
Перевозки льготных пассажиров
Кроме изменений, касающихся техосмотра, в законе есть сюрпризы и для маршрутчиков. Недобросовестных водителей, которые отказываются перевозить пассажиров льготных категорий, предлагают штрафовать на 340-1700 гривен. Сейчас эта сумма составляет 136 гривен.
Как часто надо проходить ТО?
Техосмотр для легковых автомобилей хотят проводить каждые 2 года, а также в следующих случаях:
- регистрации или перерегистрации авто;
- изменения его владельца;
- переоборудования ТС;
- выезда за пределы таможенного контроля Украины.
Водителям грузовых автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонны и такси необходимо проходить техосмотр ежегодно, водителям автобусов и специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, независимо от срока эксплуатации — дважды в год.