Украинский авторынок перевернулся с ног на голову
Рекордное количество регистраций электромобилей в Украине выровняло кривую роста проникновения электрокаров на украинский рынок в целом.
Об этом в своей колонке на НВ Бизнес пишет основатель блога autogeek.com.ua Евгений Муджири.
После не самого успешного первого квартала, два последующих показали очень неплохие цифры – соответственно 26% и 117% прироста по сравнению с аналогичными периодами 2017 года.
Шутка ли – в этом году уже впервые можно говорить о существенной доле импорта “электричек” в структуре общего числа ввозимых авто. Так, завоз электромобилей составил примерно 5%. Правда, это без учета автомобилей на еврономерах, которые, наверняка могли бы эту долю размыть до неприличия.
Тем не менее, отмена НДС и акциза делает свое дело – до конца года (пока действует льготный период) украинский автопарк может пополниться еще на пару тысяч автомобилей на электротяге. Этому будет способствовать два фактора: отложенный спрос и скорая отмена льготного импорта электрокаров.
Если говорить о первом факторе, то на электромобили пересядут те, кому надоело следить за слишком часто меняющимися цифрами на стелах отечественных АЗС. Причем, как видим, далеко не в сторону удешевления топлива.
Что же касательно второго, то в Минфине и ГФС уже решили не продлевать льготный ввоз для электромобилей с 2019 года. Мол, в рамках адаптации украинского законодательства к европейскому мы не можем устанавливать льготы по уплате НДС для какой-то категории товаров. Следовательно, с боем часов в новогоднюю ночь сравнительно дешевые электромобили снова подорожают на размер налога (20%).
Впрочем, не лишает оптимизма тот факт, что постепенный переход на электромобили – это мировой тренд, и Украина, как один из лидеров по темпам прироста авто на электротяге и развитию инфраструктуры, не останется за бортом глобальных изменений.
Тем более, что в долгих спорах на тему, что нужно для начала – наличие электромобилей или инфраструктура – рынок поставил жирную точку. Теперь количество зарядных станций для электромобилей только и успевает догонять растущее число клиентов. А их, электрозаправок, у нас уже больше тысячи. Что больше, чем, например, в той же Польше, которую принято считать более успешной, с точки зрения экономического развития.
Да, мы еще не можем похвастать официальным присутствием Tesla или готовностью японцев начать официальные продажи хита электромобильного рынка – Nissan Leaf. Тем не менее, на инфраструктурном рынке можно наблюдать тектонические сдвиги в сторону развития сетей скоростных электрозаправок.
Со временем их количество должно позволить электромобилю из сугубо городского вида транспорта превратиться в удобный вариант для дальних путешествий. И это станет еще одним аргументом в пользу перехода на экологически чистый транспорт.