5 лучших украинских фильмов 2018 года

Итоги 2018: «Дикое поле», «Брама» и еще три ленты, которые запомним надолго. Данные фильмы можно посмотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве на http://kinobos.net

Вулкан

Если вы не успели посмотреть на Одесском кинофестивале новую работу Романа Бондарчука, автора «Украинских шерифов» и «Dixie Land», не расстраивайтесь – есть большая вероятность, что этот фильм возглавит ваш личный топ украинского кино в следующем году, когда доберётся до проката. Первый игровой полный метр Бондарчука утверждает его в звании певца Херсонской области – именно там происходят события и «Вулкана», и упомянутых документальных лент. Можно даже предположить, что «Вулкан» начинается в той же точке, где заканчиваются рефлексиями о войне «Украинские шерифы». На Херсонщину прибывает миссия ОБСЕ, которые исчезает в никуда, оставляя после себя переводчика Лукаса (Сергей Степанский), который вязнет в местных реалиях. «Вулкан» гипнотизирует звуком и превосходным изображением, а его история, что сначала напоминает фильмы Сергея Лозницы, оказывается значительно мягче, крайне вдумчивей и даже медитативной. Бондарчук умело пользуется опытом документалиста: большинство его героев – непрофессиональные актеры, реальные жители области в своем неповторимом и немного сумасшедшем колорите. Когда будете смотреть, напоминайте себе, что и этот огромный арбуз на постаменте, и актовый зал, и человек, который устраивает целое смертельное шоу с дрелью – все это настоящее. От этого «Вулкан» приобретает добавленной стоимости и с выдумки превращается в некий художественный репортаж о том, что каждый из нас на самом деле знает крайне мало о настоящей жизни глубинки регионов Украины.

Дикое поле

Украинскому кино ощутимо не хватало жанровости и идейной наполненности. С этим, конечно, можно спорить, но крайне редко продюсеры находят идеи в художественной литературе и доводят их до логического финала – кинопроката. Адаптация «Ворошиловград» уже на уровне замысла могла подарить нам фильм года. По сути так и произошло, хотя кинопрокат шел недолгих две недели. Почему «Дикое поле» – все же среди главных фильмов года? Из всех представленных лент он представляется наиболее солнечным, наиболее забавным и наиболее прозрачным в своем месседже «Защищай свое». Пестрые персонажи попадают в забавные ситуации и выпутываются из них с таким же восторгом, как зритель может смотреть это кино. Да, в фильме есть какая-то скетчевость событий, ведь кино монтировалось чуть ли не за месяц до проката и, по словам режиссера Ярослава Лодыгина, монтировалось бы еще, если бы не дедлайны. И с такой скетчевости начинал и Вуди Аллен перед тем, как перейти к хорошему сентимальному кино. А хорошей сентиментальности «Дикому полю» точно не хватает. Это уже не целомудренное кино, которым планово кормят из года в год дистрибьюторы. Лодыгин не побоялся использовать вкусную брань, характерную для первоисточника Сергея Жадана, а также подобрал саундтрек так, что после просмотра можно заслушаться. В конце концов, «Дикое поле» – это просто смелое кино, которое нашло своего зрителя. Персонажи ленты Лодыгина берут арматуру в руки и пробивают себе путь к достойной жизни, а не просто к комфортной. Это поразительное изменение от поэтического кино в социально-активное может только порадовать тех, кому таких лент не хватало.

Когда падают деревья

Современное украинское кино находится в процессе своего становления, поэтому и поиск молодыми украинскими режиссерами собственного авторского голоса продолжается. Часто этот поиск сопровождается неизбежным возвращением к прошлому – как достаточно далекого, так и такого, которое еще не успело подвергнуться процессу мифологизации. Впрочем, тренд на ностальгию сейчас практически повсеместный, и Украина в этом плане не осталась без этой тенденции. Фильм «Когда падают деревья» Марыся Никитюк – проект мультижанровый, который одновременно пытается быть и социальной драмой, в которой осмысливаются травмы тяжелых 90-х, и эротико-уголовной драмой в духе все тех же 90-х, и неким примером кинематографического магического реализма (не впервые в украинском кино).

Все-таки на первом плане этой ленты история любви Ларисы и Шрама, снятая с необычным эротизмом и без ожидаемой банальности. В картине Марыся Никитюк секс и чувственность настолько же неотъемлемая часть человеческого ландшафта, как и, допустим, суржик, потому что это ландшафт сознания героев картины. При этом фильм существует в нескольких плоскостях реальности, которые якобы сознательно не связанны между собой, но это противопоставление снов, удивительных мрачных и поэтических видений грубой повседневности села дает возможность увидеть героев под несколькими углами зрения и сделать их ближе зрителю.

Врата

Переносить успешную театральную постановку на экран не менее опасно, чем экранизировать популярную книгу. Поэтому немалое количество негативных отзывов от любителей спектакля «Сталкеры» Стаса Жиркова было весьма предсказуемо – и от того еще чувствительнее ведь увлекшись сравнениями, легко не разглядеть в «Вратах» достойный пример редкого для украинского кино жанра дистопии. Холодная атмосфера социального упадка вследствие техногенной катастрофы создана выдающимися актерскими работами и минимальными пейзажами, знакомыми тем кто путешествовал в Припять, кому-то – по фильму Чеда Грасии «Русский дятел», кому-то – по видеоигре «Сталкер». Спецэффекты подчеркивают атмосферу абсурда и условность предложенной реальности, где мистика вырастает напрямую с городских легенд, которые получают мощное воплощение в финальном эпизоде с тайной линией метро. Да, это не делает спецэффекты удачными, но вспомните значительно дорогой «Твин Пикс: Возвращение» – тамошние мистические проявления качественно не слишком отличаются от «Врат», но почему-то никто не отказывает Дэвиду Линчу в праве делать это частью стиля, да? Конечно, и недостатки, и достоинства фильма потеряли бы смысл без демонической Прис, поразительно воплощенной Ирмой Витовской-Ванцой, что смогла, не порывая с театральным происхождением образа, все же найти его оригинальную репрезентацию для большого экрана.

2020. Безлюдная страна

Украинский кинематограф в плане первых жанровых шагов все еще продолжает успевать за мировыми тенденциями, впрочем, не всегда соблюдая их слишком буквально. В конце концов, что может быть хуже копирования, без учета собственной культурной идентичности. Дебютный фильм режиссера Корнея Грицюка «2020: Безлюдная страна» является первым в украинском кинематографе мокьюментари, причем фильм снят без какой-либо поддержки Госкино, Украинского Культурного Фонда и других государственных органов. Поэтому режиссер более свободен в своем комментарии к текущей реальности, в фильме пропущенной через гипотетическое предположение «что будет, если». Тем более, время событий не является таким уж отдаленным; 2020 не за горами, осталось разве что его дождаться и пережить.

Примечательно, что большинство фильмов в жанре псевдодокументалистика относятся к хоррорам. «2020: Безлюдная страна» избегает этого свойства мокьюментари, поскольку трудно определить, к какому жанру принадлежит фильм Грицюка. Социальная драма? Вполне, ведь лента исследует причины тотального бегства людей за лучшей жизнью. Политический памфлет? Тоже верно, ведь картина дает под новым углом зрения присмотреться ко всему, что происходит в нашей стране, которая находится в условиях военного конфликта и внутреннего противостояния социальными группами. Психологический триллер? Отчасти, но тоже правда. Фильм Корнея Грицюка отлично давит на зрителя ощущением полной безнадежности и потери. Потери себя, своей идентичности, государства в конце концов, ведь что может быть хуже за безлюдную пустыню?

Не пропустіть

Цей веб-сайт використовує файли cookie щоб вам було зручно користуватися сайтом. Прийняти